09.07.14
Молочное братство. Появятся ли у нас банки донорского грудного молока?

Во всем мире ни врачей, ни родителей уже не надо агитировать за естественное вскармливание. Его не заменят никакие современные смеси для детей первого года жизни. Нет у мамы своего грудного молока? З...


26.06.14
Мария Кожевникова предложила запретить использование пальмового масла в продуктах

Известная депутат и актриса Мария Кожевникова озаботилась качеством некоторых продуктов. В частности, ее внимание привлекло потенциально опасное пальмовое масло, которое добавляют в молочные и кондит...


09.06.14
Груднички способны вырабатывать антитела к ВИЧ

Американские исследователи пришли к выводу, что младенцы с врожденным ВИЧ уже на первом году жизни начинают вырабатывать антитела против этого смертоносного вируса. Данные исследования опубликованы в...


Это может пригодиться...

Ведение и учёт бухгалтерии фирмы: бухгалтерское сопровождение

Цемент М500 с гарантией качества

 


Психическое развитие

Как часто родители пытаются найти от­веты на мучительные вопросы: почему мой ребенок плохо разговаривает, почему он плохо учится, почему так неуверен в себе, почему одинок — у него нет друзей? И так часто истоки этих неблагополучий ле­жат в самом нежном возрасте, а папе и ма­ме и в голову не приходит, что в неудачах малыша и их собственных родительских разочарованиях повинны они сами.

 

 

Первые полгода жизни. Время серьез­ных преобразований психики ребенка. Формируются эмоции, познавательная ак­тивность, взаимоотношения с окружающи­ми. Закладываются основы личности и са­мосознания. Происходит предречевое раз­витие — строится тот базис, на котором ре­бенок в дальнейшем сможет овладеть зву­ковой стороной родного языка. И все это происходит за короткие б месяцев жизни. Однако ученые установили, что эти фунда­ментальные перемены возможны только в

процессе общения ребенка с близкими людьми и благодаря ему. Природа распо­рядилась так: для того чтобы ребенок по­зднее мог нормально развиваться, в самом раннем возрасте он должен много и пра­вильно общаться со взрослыми. Поэтому ученые и считают, что в первые полгода жизни ведущей деятельностью ребенка яв­ляется общение. А следовательно, очень важно правильно организовать его, для че­го необходимо знать отличительные осо­бенности общения для этого возрастного интервала.

 

СВОЕОБРАЗИЕ ОБЩЕНИЯ ВЗРОСЛОГО И МЛАДЕНЦА

 

Начиная со 2-го месяца жизни периоды бодрствования ребенка понемногу удлиня­ются и наконец достигают 5 — 6 часов в сутки. У малыша появляется больше воз­можностей для знакомства с окружающим миром.

Свои первые эмоции младенец выража­ет в крике. В это время ребенок передает в нем свое преимущественно эмоциональ­но отрицательное состояние. Но с конца 1-го и в начале 2-го месяца возникают другие эмоции. Вы помните, что почти сразу после того, как между мамой и ма­лышом устанавливается контакт взгляда­ми, ребенок начинает смотреть ей в глаза, появляется и первая социальная улыбка. Немного позже она уже сопровождается радостными переливчатыми горловыми звуками — это начало гуления и смеха. В 8 недель улыбка всегда возникает при ви­де взрослых, а в 9—12 недель появляется смех. Как правило, это бывает неожидан­но для родителей: вдруг с удивлением они слышат, как заливисто хохочет их дитя, явно наслаждаясь новыми ощущениями.

Если вы тихим протяжным голосом с улыбкой и ласковым взглядом несколько раз произнесете "агу", глядя в глаза свое­го крохи, он попытается ответить вам ка­ким-либо звуком. Вначале это будут отры­вистые тихие гуканья ("гу" или "га"), но вскоре и протяжные певучие звуки — гу­ление ("агу", "ааа", "гаа"). Малыш повто­ряет за вами, а вы — за ним. Услышав его гуканье или гуление, не оставляйте их без внимания, подойдите к ребенку, улыбни­тесь и поговорите с ним — он быстро на­учится призывать вас таким способом.

Кроме взгляда, улыбки, вокализаций есть и еще один прием, с помощью которо­го младенец привлекает внимание взросло­го: двигательное оживление. Уже в конце 1-го — начале 2-го месяца вы можете заме­тить, что движения малыша становятся не такими импульсивными и хаотичными, как прежде. Когда он видит вас или слышит ваш голос, его ручки и ножки перестают двигаться на несколько секунд, малыш как бы замирает, "прислушивается". Затем дви­жения возобновляются. Вы обращаетесь к нему вновь — и все повторяется сначала: ребенок замирает, затем во время паузы снова сучит ножками и перебирает ручка­ми, а иногда и вертит головкой из стороны в сторону. С 8 недель реакция оживления сопровождается глубоким вздохом.

В конце концов, замирание (или сосре­доточение), сменяющее его двигательное оживление, улыбка, вокализации, взгляд в глаза взрослого объединяются в единый комплекс поведения, получивший название "комплекс оживления". К 3 месяцам ком­плекс оживления достигает своего апогея. Улыбка освещает все личико ребенка, гла­зенки его блестят. Он вскидывает ручки, дрыгает ножками, иногда выгибается "мос­тиком" и энергично шлепается спинкой о матрац. Все это может сопровождаться се­рией глубоких вздохов. Младенец начина­ет широко пользоваться возможностями голоса: вы слышите и тихие звуки, и по­визгивания, и громкие ликующие вскрики, и смех.

Комплекс оживления — не просто эмо­циональная реакция ребенка на нечто при­ятное для него, но и действие, прямо ад­ресованное взрослому. Если малыш начал использовать комплекс оживления, для того чтобы вызвать взрослого на общение, то есть комплекс оживления стал инициа­тивным, это очень хороший показатель психического развития малыша. Однако комплекс оживления может приобрести это новое качество только в том случае, если он подкрепляется одобрением взрос­лого. Сравните, какой опыт приобретает малыш, если он только пискнул, а мама его тут же покормила, перепеленала или потеплее укрыла. Улыбнулся либо загу-лил — а мама сразу обрадовалась, попро­сила повторить. А кроха и рад — еще и еще раз улыбается, и гулит, и размахива­ет ручонками. А вот другой ребенок. Ему плохо, его что-то беспокоит, он хнычет, но никто на это не обращает внимания, так как время кормления или пеленания еще не наступило. Он улыбнулся, взмахнул ручками, но опять никто не подошел, не одобрил, не поддержал. И остался малыш предоставленный самому себе. Хнычь не хнычь, улыбайся не улыбайся, все равно это никому не нужно.

Понятно, что у первого младенца го­раздо больше шансов стать активным и жизнерадостным, чем у второго. Если каждое действие ребенка приводит к про­должительному "разговору" со взрослы­ми, причем к "разговору", приносящему радость обоим, то малыш успешно овладе­вает первой формой общения — эмоцио­нальной. В первом полугодии жизни об­мен положительными эмоциями — глав­ная особенность общения ребенка со взрослыми.

В отличие от взаимодействия взрослого и ребенка в период новорожденности те­перь в общении активны оба партнера. Мать обращается к ребенку, а он отвечает ей, и наоборот. Для них обоих это интерес­но и важно. Во время общения ребенок не только воспринимает действия взрослого и реагирует на них, но и сам адресуется к взрослому, ждет ответа на свои обраще­ния, стремится продлить контакт, варьи­руя свое поведение с целью привлечь вни­мание и получить одобрение взрослого.

О том, что общение сформировалось, можно судить по четырем признакам:

1. Ребенок смотрит в глаза взрослому. Это говорит о том, что малыш настроен на общение и заинтересован в нем.

2. В ответ на обращение взрослого ре­бенок улыбается. Это эмоциональная реакция, выражающая удовольствие ребенка от общения со взрослым.

3. При виде взрослого ребенок начина­ет улыбаться, оживленно двигать руч­ками и ножками, а то и всем тельцем, вокализировать. Это попытки привлечь к себе внимание взрослого.

4. Малыш изменяет свое поведение, чтобы продлить эмоциональное обще­ние со взрослыми и дать им возмож­ность еще и еще раз продемонстриро­вать свою любовь и нежность к нему, ребенку.

Если в поведении младенца вы находи­те только отдельные из перечисленных признаков, то это означает, что процесс общения находится в стадии становления. Когда налицо все четыре признака, обще­ние считается сложившимся. Обычно при правильном воспитании к 3 месяцам ма­лыши уже хорошо умеют общаться с близ­кими людьми на доступном им эмоцио­нальном уровне.

Если вы подойдете к кроватке бодрст­вующего 3-месячного младенца, он сразу устремит на вас взгляд, улыбнется, за­дрыгает ручками и ножками, загулит. Чем дольше вы не ответите ему, тем активнее

он будет проявлять комплекс оживления и лишь спустя минуту-другую замрет, а за­тем недовольно отвернется. Значит, ма­лыш ждет общения, поощряет его, прояв­ляет недовольство безразличием взросло­го. Не разочаровывайте своего ребенка, окликните его, приласкайте, поговорите с ним. У такого малыша общение сформи­ровано.

Если же младенец только смотрит на вас, не проявляя инициативы к общению, безразлично отворачивается или устрем­ляет взор на что-либо, значит, он еще не умеет общаться. Иногда малыши отвечают на обращение взрослого улыбкой или дви­гательным оживлением, но сами не стре­мятся вызвать взрослого на общение. Это часто бывает, когда взрослые не поддер­живают инициативу малыша, а в общение с ним вступают только по собственному желанию.

Чтобы у ребенка развивалась инициа­тива, вы должны подкреплять ее всем сво­им поведением. С первых дней его жизни чутко реагируя сначала на признаки недо­вольства, а позже — и удовольствия ма­лыша, вы даете почувствовать ему, что эта его собственная активность очень важна: она изменяет обстоятельства в желаемую сторону. Вы помогаете ребенку ощутить эффективность его действий, приобрести самостоятельный опыт влияния на окру­жающий мир. Так общение пронизывает всю жизнь ребенка. И оно ни в коем слу­чае не должно быть эпизодическим.

Вступая в эмоциональный контакт- с младенцем, следует использовать такие действия, которые выражают любовь к малышу и легко им воспринимаются. Ка­кие же это действия?

1. Прикосновение. Обычно ребенку до­ставляет удовольствие, когда вы его по­глаживаете, похлопываете по плечику, перебираете пальчики, производите его ручками и ножками движения типа пас­сивной гимнастики.

2. Разговор с ласковыми интонациями, обращение к ребенку по имени, воспро­изведение звуков из репертуара мла­денца. Обязательно выслушивайте "от­вет" ребенка и вновь обращайтесь к не­му, продолжая "разговор".

3. Улыбка. Все действия с малышом со­провождайте приветливой улыбкой. Особенно она важна в ответ на улыбку малыша. Когда он особенно развеселит­ся, смейтесь вместе с ним.

4. Взгляд. Не забывайте смотреть в глаза малышу, старайтесь как можно дольше продлить контакт взглядов.

Обычно любящая мать сама изобретает различные способы эмоционального обще­ния с ребенком. Одни носят малыша на ру­ках, покачивая его, другие любят тормо­шить младенца и щекотать его, третьи — рассказывать сказки-потешки или играть, шутливо "бодаясь".

Ребенок, с которым достаточно и пра­вильно общаются близкие ему взрослые, хорошо развивается. Он — энергичное, жизнерадостное, открытое и доброжела­тельное существо.

К концу первого полугодия комплекс оживления как основное средство "разго­вора" со взрослыми постепенно распадает­ся, заменяясь более совершенными средст­вами общения. Вы можете обнаружить это, Когда на 4-м месяце ребенок начинает по-разному реагировать на различных взрослых людей. Для этого комплекс оживления возникал у малыша как на зна­комое, так и незнакомое лицо. Теперь при попытке взрослого вступить в контакт с ре­бенком у малыша можно заметить ориенти­ровочную реакцию, которая может перехо­дить либо в комплекс оживления, либо в страх. В последнем случае вслед за зами­ранием у младенца учащается дыхание, в глазах появляется испуг, и он кричит. В возрасте 4 — 5 месяцев у малыша возникает реакция испуга при резких звуках. Осо­бенно сильно испуг выражен у возбудимых детей, у малышей с невропатией, детским церебральным параличом.

Появление в возрасте 4 — 5 месяцев дифференцированной реакции на общение со взрослым — важный признак нормаль­ного психомоторного развития младенца. При отставании ребенка в развитии эта ре­акция может отсутствовать. Она порой не обнаруживается и у детей, воспитываю­щихся в детских учреждениях.

В этом же возрасте вы можете наблю­дать у своего крошки еще одну новую для вас реакцию — недовольство в ответ на прекращение общения: он протестует кри­ком против ухода взрослого. Эта реакция очень непостоянна, ее проявляют не все здоровые ребятишки. Однако, если вы ее обнаружили, значит, у вашего малыша хо­рошее нервнопсихическое развитие.

В конце первого полугодия у ребенка возникает потребность более тонко разби­раться в эмоциях взрослого и более совер­шенно выражать собственное к нему отно­шение, свои желания и состояния. Харак­терно, что в первом полугодии дети обна­руживают обостренную чувствительность к разнообразным оттенкам положитель­ных эмоций взрослых, а отрицательные эмоции различают менее тонко. На выра­жение упрека, сердитое лицо матери 3 — 4-месячные младенцы реагируют так же радостно, как и на ее улыбки, похвалы. В этом возрасте малышу прежде всего важно то, что взрослые внимательны к нему. Без­различие взрослого воспринимается деть­ми отрицательно, вызывая у них тревогу и недовольство.

В рамках обмена положительными эмо­циями вызревает следующая форма обще­ния, в которой уже будет место и отрица­тельным эмоциям, и жестам, и другим не вербальным действиям. Переход к новой форме общения невозможен без достаточ­но развитого эмоционального общения, без овладения манипуляциями предмета­ми. Однако предметные действия ребенок осваивает также под влиянием общения.

Давно известно, что дети, лишенные полноценного общения, поздно и плохо ов­ладевают действиями с предметами, нео­хотно играют. Почему столь важна роль общения в познавательной активности ре­бенка?

Во-первых, в общении малыш получает такой заряд бодрости и радости, что на­долго сохраняет его и способен употре­бить для получения любой информации, не обязательно исходящей от человека. Общение ставит малыша в активную пози­цию и по отношению к предметному миру. Во-вторых, общающийся взрослый пред­ставляет для ребенка самый интересный источник воздействия, объект познания. И малыш, для того чтобы вступить в об­щение с ним, вынужден овладеть некото­рыми познавательными действиями. Рас­сматривая во время общения лицо, фигу­ру человека, трогая его, вслушиваясь в его голос, ребенок учится совершать сложные действия под контролем зрения и слуха, обучается приемам обследования, которые использует в дальнейшем и при изучении предметов.

 

ПРЕДРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

 

Издаваемые звуки. Все голосовые ре­акции ребенка можно разделить на две группы: рефлекторные и социализирован­ные звуки. Среди рефлекторных выделя­ют крик и звуки удовольствия.

При помощи электроакустического ана­лиза ученые доказали, что крик ребенка представляет собой новую, качественно более высокую ступень по сравнению с криком новорожденных обезьян. Уже ко

2-му месяцу жизни крик ребенка начинает приобретать все новые и новые оттенки, а к 3 месяцам мать уже может определить, почему малыш кричит: голоден ли он, мо­крый ли он или у него что-то болит. Во всех случаях крик имеет особенности. У здорового младенца интонационная окра­ска крика отчетливо выражена начиная с 3-го месяца жизни. У детей, перенесших родовую травму, асфиксию в родах и дру­гие патологические состояния, интонаци­онные особенности крика могут отсутство­вать. Голос у этих детей тихий, монотон­ный. Нарушения в развитии интонацион­ной окрашенности крика часто сочетаются с трудностями кормления. Малыш может плохо сосать, поперхиваться и захлебы­ваться во время кормления, иногда моло­ко вытекает у него через нос. Такого ма­лыша следует обязательно показать невро­патологу.

В первые месяцы в крике ребенка пре­обладают гласноподобные звуки, имею­щие некоторый носовой оттенок. Это зву­ки типа "э", "ай". Иногда звуки напоми­нают согласные "г", "к", "н". Но, по­скольку они рефлекторной природы, их не считают предшественниками фонем. И тем не менее, произнося эти звуки, малыш учится координировать работу дыхатель­ной, фонаторной и артикуляционной мус­кулатуры. Развивается и обратная связь между артикулярными движениями и их слуховым восприятием.

Рекомендуем вам внимательно прислу­шиваться к крику ребенка. Характер кри­ка имеет важное диагностическое значе­ние. У здорового младенца 2-го месяца жизни крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выходом. Дети с по­ражением центральной нервной системы, у которых в дальнейшем возникают расст­ройства речи, в первые месяцы могут не кричать. Или крик у них бывает пронзи­тельным либо очень тихим. На выдохе ребенок всхлипывает или вскрикивает. При­знаком неблагополучия является и значи­тельный носовой оттенок голоса. Если у здорового младенца интонационные осо­бенности крика формируются к 3 месяцам жизни, то при органическом поражении центральной нервной системы, например, при детском церебральном параличе, крик остается однообразным, невыразительным.

В 2 — 3 месяца во время крика у здоро­вого ребенка начинают усиливаться общие некоординированные движения рук и ног. Появляются и первые слезы. Кроме того, если в период новорожденности ребенок кричал только от холода, дискомфорта и боли, то с 2 месяцев он начинает возму­щенно кричать, если мама прекращает об­щение или меняет положение его тела. С этого же возраста ребенок нередко кричит перед сном от перевозбуждения.

Звуки удовольствия, как мы говорили, также имеют рефлекторную природу. Обычно после кормления или после того, как вы переодели мокрого или грязного малыша, вы слышите звуки довольного кряхтения, удовлетворенного ворчания, гуканья, гуления или начального лепета. Среди них чаще всего встречаются перед­ние гласные и задние согласные. В отли­чие от крика они не имеют носового оттен­ка. Специалисты считают, что речь разви­вается быстрее, когда слух стимулируется звуками удовольствия. Наибольшее значе­ние среди них имеют гуление и лепет.

Стадия гуления охватывает первое по­лугодие жизни ребенка. Звуки гуления возникают на выдохе. Гуление — своеоб­разная тренировка речевого дыхания. Зву­ки гуления произносятся спонтанно, с от­крытым ртом. Репертуар их постепенно обогащается, как и интонации. Звуки гу­ления уже приближаются к стандартным фонемам.

В период гуления чисто рефлекторные звуки нередко переходят в социализированные. Малыш все чаще начинает ис­пользовать гуления для общения с окру­жающими. Он может гулить и оставаясь один в комнате. Но с вашим появлением гуление усиливается. Постепенно малыш начинает произносить длинные цепочки звуков, как бы подражая самому себе.

Вначале гуление возникает в общем комплексе оживления, который сопровож­дает эмоциональное общение ребенка и взрослого. В период так называемого ис­тинного гуления движения ручек и ножек малыша постепенно притормаживаются, и он как бы сосредоточивается на новых для него артикуляционных и слуховых ощу­щениях. Это необходимая предпосылка для формирования основных механизмов речи и развития самоподражания — ново­го качественного приобретения в период доречевого развития.

У детей с поражением центральной нервной системы, в частности при детском церебральном параличе, развитие голосо­вых реакций нарушено. При тяжелых формах болезни гуление не проявляется вообще, при более легких — возникает в более поздние сроки. Звуки его однооб­разны, произносятся редко и тихо, часто сопровождаются чрезмерно хаотичными движениями конечностей.

В первом полугодии жизни ребенка вас должны насторожить: отсутствие гуления, повышение мышечного тонуса языка, не­правильное положение его в полости рта (он может отклоняться от средней линии), так называемой "большой язык" при полу­открытом рте, появление его насильствен­ных движений. Такого малыша нужно обязательно показать невропатологу, так как у него в дальнейшем могут возникнуть трудности с произношением звуков. Они связаны не только с недостаточностью ре­чевых движений, но и со слабостью, неот­четливостью их ощущений. Ребенок может нечетко или искаженно воспринимать положение языка, губ, что сильно затрудня­ет развитие правильного произношения звуков. С малышом необходимо специаль­но заниматься.

К 5 —6 месяцам здоровый ребенок на­чинает произносить сочетания губных и гласных звуков, таких, как "баа", "маа", а также язычных звуков "ттт" и "лаа". В это же время появляется и первый слог "ба" или "ма". Вначале он произносится однократко, очень редко и как будто слу­чайно. Это начало развития лепета. Ле­пет — повторное произнесение слогов под контролем слуха. В лепете каждый звук артикулируется одновременно с выходом. Так ребенок тренирует координацию ды­хания и артикуляции.

 

"Речь" младенца. Многие родители считают, что говорить ребенок начинает только в конце 1-го года жизни или еще позже, а раньше с ним бесполезно разго­варивать, так как он все равно ничего не понимает и не может ничему научиться. Это глубокое заблуждение. Мы уже гово­рили о том, что малыш от природы наде­лен удивительной способностью к речево­му развитию. Голосовой аппарат ново­рожденного настроен на звучание той ре­чи, которую ребенок слышит после рож­дения. Даже во время внутриутробного развития он способен выделять и запоми­нать речь матери, или часто звучащее стихотворение, или музыкальное произ­ведение. Если мать регулярно читает вслух одно и то же стихотворение, то, ус­лышав его после рождения, малыш реа­гирует именно на это стихотворение, вы­деляя его из других. Это проявляется в изменении ритма сосания пустышки. Кроме того, в экспериментах показано, что младенец синхронизирует свою дви­гательную активность с ритмом осмыс­ленной речи взрослого. А запись микро­движений с голосового аппарата младен­ца повторяет аналогичную запись речи

взрослого, причем такую синхронизацию можно обнаружить уже в первые дни жизни ребенка.

Таким образом, младенец сразу после рождения готов к восприятию звуков чело­веческой речи, настроен на осмысленную речь и имеет предпосылки к речевому раз­витию. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш малыш успешно и вовремя овладел ре­чью, создавайте условия, благоприятству­ющие такому развитию. Для каждого воз­раста они свои. Новорожденному достаточ­но слышать речь взрослого — обращайтесь к нему по имени, нежно приговаривая и создавая атмосферу общения. В этом воз­расте младенцу свойственно слуховое со­средоточение, в котором речь играет гла­венствующую роль.

В первом полугодии жизни ребенка ва­ша речь, обращенная к нему, будет вызы­вать у младенца максимальное внимание и радость по сравнению со всеми другими воздействиями — ведь это наиболее зна­чимый признак того, что взрослый вступа­ет в общение. Причем особую чувстви­тельность малыш обнаруживает к "бэби-ток", специальной "детской речи". И это очень важный момент, так как именно преисполненная любви и нежности к ре­бенку мать невольно начинает говорить тонким, "сюсюкающим" голосом с харак­терными интонациями, пользуясь особы­ми словами. А это и есть именно то, что необходимо ребенку в первом полугодии жизни: такой язык выражает любовь, нежность, ласку к крошечному человеку.

Нередко педиатры настаивают на том, чтобы с ребенком ни в коем случае не "сю­сюкали". Конечно, за неимением лучшего малыш будет реагировать и на обычную "взрослую" речь. Но можем ли мы быть уверены в том, что при этом ребенок полу­чает все необходимое и не остаются реали­зованными его возможности? Не связано ли невольное стремление матери общаться с младенцем своим особенным языком с тем сокровенным отношением, которое она испытывает к малышу? Не затрагивает ли оно те струны в раскрывающейся душе младенца, которые должны "прозвучать" именно в столь нежном возрасте?

Некоторые родители также считают, что "сюсюкать" с детьми нельзя. Часто, особенно в молодых семьях, возникают конфликты между мамой, сторонницей "передовых" взглядов на воспитание де­тей, и бабушкой, "сюсюкающей" с внучон­ком. Поэтому мы еще раз обращаем внима­ние этих мам на особую настроенность младенцев на "бэби-ток". Иногда молодой матери трудно общаться с малышом, ей не удается выразить свои чувства к нему "взрослым" языком, а "бэби-ток" ей чужд. Обычно подобные трудности возникают у женщин, которые сами были лишены тако­го общения в 1-й год жизни — по каким-то причинам их матери не могли открыто и раскованно выразить свою любовь к ним.

"Бэби-ток" биологически необходим для развития общения и речи. Поэтому не стес­няйтесь "сюсюкать" с малышом, делайте это эмоционально и раскованно. В первом полугодии жизни у младенца возникают первые привязанности; он учится открыто и полно выражать свои чувства... но толь­ко в том случае, если и вы не стесняетесь проявлений своей любви. Вероятно, эта способность сформируется и позже, но вряд ли стоит упускать возможность "неза­метно" развить ее. Может получиться и так, что в более старшем возрасте для это­го потребуются специальные усилия.

Хотя в первом полугодии жизни ребе­нок еще не овладевает элементами речи, у него интенсивно формируется речевой слух. Малышу необходимо слышать речь взрослого. Однако не просто разговоры людей между собой, а речь, обращенную именно к нему, ребенку. Только в этом случае она будет благотворно влиять на развитие малыша. И напротив, если живое человеческое общение заменить включен­ным радиоприемником или телевизором, у ребенка быстро угаснет интерес к речи. Помните также, что речь развивается прежде всего как средство общения. Она нужна ребенку именно для этого. И, что­бы малыш заговорил в срок, нужно пра­вильно и своевременно организовать само общение с ним. Если с 4 —5-месячным ма­лышом много разговаривать, он очень бы­стро начинает произносить все более и бо­лее сложные звуковые сочетания. Пона­блюдайте за ребенком. Когда вы говорите с ним, он внимательно вглядывается в ва­ше лицо и, как только возникает пауза в вашем речевом потоке, начинает издавать звуки — "отвечать" вам. Главное условие, для того чтобы малыш "заговорил", — эмоциональное, теплое общение с ним. В процессе такого общения ребенок учится различать голоса на слух. К 6 месяцам он может радостно "рассказать" вам, что об­щается с хорошо знакомым ему челове­ком. Если вы войдете в комнату так, что малыш вас не будет видеть, и заговорите с ним, он заулыбается. А если услышит го­лос незнакомого человека, то может и рас­кричаться.

Привязанность к взрослому заставляет ребенка подражать ему. Многие малыши с удовольствием слушают сказки, стишки, потешки, звукоподражания. Занимаясь с малышом, вы скоро заметите, что он ста­рается повторять наиболее простые выра­зительные слова. Поощряйте его инициа­тиву, хвалите за вокализации и звукопод­ражания — его вклад в игру. Малыш не­сомненно воодушевится, а его интерес к речи возрастет.

Можно заниматься с младенцем и по-иному. Мать наклоняется над ребенком, ласково улыбается и произносит через оп­ределенные интервалы одни и те же про­тяжные звуки, побуждая малыша ответить ей. Затем она учит малыша прислушивать­ся к голосу и подражать ей, повторяя зву­ки, а позже и звукосочетания.

Чтобы помочь малышу "разговорить­ся", относитесь к нему — напомним еще раз — как к личности. И разговаривайте с ним как можно больше. Например, во вре­мя ухода за ним, раздевая и одевая его, называйте предметы одежды. При купа­нии обязательно рассказывайте ему, что вот сейчас вы моете пальчик, или личико, или ножку и т.д. И называйте каждый предмет, который берете в руки.

Особенно важно разговаривать с малы­шом во время игры. И не забывайте о том, что он — ваш собеседник, а ваш "разго­вор" — обязательно диалог. Игру выби­райте в соответствии с настроением мла­денца. Если у него хорошее самочувствие и активное поведение, ему нравятся более подвижные и веселые игры-тормошения типа "Идет коза рогатая". Если же младе­нец вял, утомлен, игра должна быть тихой. Ласково поглаживайте ребенка, целуйте его, негромко пойте протяжную песню. Именно при общении, подходящем к наст­роению, малыш охотно начинает "разгова­ривать".

 

ПЕРВЫЕ ПРИВЯЗАННОСТИ

 

Когда малыш общается с вами, бабуш­кой или дедушкой, словом, людьми, любя­щими его и охотно идущими на контакты, он осваивает такую сферу человеческой де­ятельности, как взаимоотношения с други­ми людьми. У ребенка формируются уста­новки — ожидания определенных отноше­ний и действий со стороны взрослых. В об­щении рождаются и первые привязанности малыша к тем людям, которые полнее все­го удовлетворяют его потребности во вни­мании и доброжелательности.

Как вы помните, в первом полугодии жизни общение ребенка с близкими строится на обмене положительными эмоция­ми. Младенец открыт и доброжелателен по отношению ко всем взрослым. Но тем не менее среди них он выделяет мать, отдавая ей явное предпочтение перед другими. По­смотрите, как бурно 3-месячный малыш приветствует свою маму, как быстро при виде ее проявляет радость и оживление. Ни один другой взрослый не вызывает у него чувства подобной приязни.

Возникновение привязанности к матери (или другому близкому взрослому) — од­но из самых важных психологических при­обретений ребенка в первом полугодии жизни. Оно во многом определит его даль­нейшее развитие и даже судьбу. Привязан­ности психологи относят к аффективно-личностным связям. Аффективным — по­тому, что в их основе лежат эмоции, лич­ностным — потому, что возникают они именно в общении — контакте личностей, а не в результате иных взаимодействий со взрослыми. Если эти связи сформирова­лись вовремя и правильно, между ребен­ком и взрослым возникают отношения до­верия и уважения. Если нет — неизбежны проблемы с воспитанием. Доверие и ува­жение во взаимоотношениях с близкими людьми дают толчок активной деятельнос­ти младенца — он стремится к самоут­верждению, развитию своих способностей.

Понаблюдайте за своим 5 —6-месячным малышом, когда он рассматривает игруш­ку, а вы сидите рядом с ним. Крошечный ребенок усиленно старается привлечь вас к этому занятию, смотрит то на вас, то на игрушку, стремясь удержать обоих в поле зрения, и особенно радуется, если вы вме­сте с ним разглядываете игрушку и улыба­етесь ей. У малыша благодаря привязан­ности к вам появилась потребность в том, чтобы вы вместе с ним переживали ра­дость и удовольствие. По-видимому, для того, чтобы научиться сопереживать, ребе­нок сначала учится делить с близким человеком свои собственные переживания. Причем в первом полугодии это касается только положительных эмоций. Своими отрицательными переживаниями ребятиш­ки способны делиться со взрослыми, начи­ная со второго полугодия жизни.

О том, как важно возникновение привя­занностей в раннем детстве, свидетельст­вуют многие психологи. Так, известный ученый Д. Боулби считает, что разлука младенца с матерью имеет необратимые последствия для психики ребенка, а малы­ши, не нашедшие до 2 лет объекта своей привязанности, уже никогда больше не смогут завязать полноценные отношения с каким-либо взрослым человеком.

Хотя опыт воспитания сирот в детских учреждениях свидетельствует о том, что не все случаи разлуки с матерью имеют столь неблагоприятный исход для ребен­ка, тем не менее большинство женщин, ко­торые в первом полугодии жизни не име­ли прочных аффективно-личностных свя­зей с близкими взрослыми, не могут уста­навливать полноценных отношений со сво­ими детьми, а часто и с другими людьми.

Вот почему так важно, чтобы мать не разлучалась с младенцем, даже если его необходимо поместить в больницу. Когда разлука неизбежна, ребенок должен не­пременно находиться в тесном эмоцио­нальном контакте с другим взрослым че­ловеком. После прекращения разлуки мать должна быть особенно чуткой к ма­лышу и общаться с ним по возможности больше.

 

ОБРАЗ ВЗРОСЛОГО И ОБРАЗ СЕБЯ

 

Общаясь со взрослыми, ребенок многое узнает о себе. Что же именно? Прежде все­го нечто самое общее и важное: нужен он или не нужен другим, любят его или нет. Вы должны знать, что для успешного пси­хического развития малыш должен обяза­тельно ощущать свою значимость для близких людей. Родные, называя младенца по имени, ласково, нежно разговаривая с ним, выражают свою любовь, как бы аван­сом наделяют его личность уникальной значимостью, какой-то особой ценностью. Все это заложено в человеческой культуре и передается от поколения к поколению. Именно такие проявления взрослых, адресованные малышу, способствуют формиро­ванию его положительного самоощущения, первичного образа себя, содержанием ко­торого является переживание ребенком своей значимости для других. Положи­тельное эмоциональное самоощущение мла­денца становится основой его открытого, доверчивого отношения к миру.

Формирование доверия к миру — очень важный момент в жизни ребенка. Много­численные научные данные свидетельству­ют о том, что мысли, представления чело­века о себе небезразличны при решении проблем, встающих перед ним на жизнен­ном пути. В частности, наиболее счастли­выми и добивающимися успеха в различ­ных обстоятельствах оказываются люди с положительным самоощущением, положи­тельным образом себя. Для них характер­ны открытость, дружелюбие, энергия и оптимизм. Таким образом, события, совер­шающиеся в первые месяцы жизни малы­ша, закладывают основу его будущей лич­ности, и их влияние распространяется да­леко за рамки младенческого возраста.

При этом следует иметь в виду, что вы­ражать свою нежность, любовь, особое от­ношение к ребенку следует не только в мо­менты прямого общения. Во всех своих действиях с малышом вы должны прини­мать его в расчет. Старайтесь, например, когда вы одеваете его, не насильно всовы­вать его ручку в рукав распашонки или кофточки, а улучить момент, когда ручка примет такое положение, чтобы удобно и свободно войти в рукав. При кормлении не вкладывайте пищу в рот, не считаясь с протестами малыша, а подождите, когда он сам снимет еду губами с ложечки. Чув­ство свободы и собственного достоинства не должно попираться с самых первых дней жизни человека. Насильственное кормление, одевание и прочие такие же действия отражаются на формировании представления ребенка о себе, на его отно­шении к другим людям, на его личности.

Если вы всегда принимаете в расчет ре­бенка, это поможет вам ответить и на во­прос, брать ли его на руки, когда он кри­чит. Многие исследователи установили один и тот же факт: те малыши, матери которых не позволяли им долго кричать в первые 3 месяца жизни, брали на руки и успокаивали, значительно меньше крича­ли в последующие месяцы. Когда вы бере­те на руки плачущего младенца, вы как будто говорите ему: "Не плачь, мой маленький, я готова поддержать тебя, прийти тебе на помощь, ты не один, не беспокойся". Малышу необходима уверен­ность в вашей поддержке, в вашей готов­ности помочь и утешить.

Кроме того, если вы чутки к нуждам малыша и быстро реагируете на его крик, у него формируется еще одно чувство, прямо относящееся к образу себя, — чув­ство собственной эффективности, компе­тентности относительно окружающего ми­ра, способности активно воздействовать на события внешнего мира и добиваться успеха. Поэтому, если вы хотите, чтобы малыш чувствовал себя уверенным и ком­петентным сейчас и в будущем, занимал активную позицию, умел добиваться успе­ха, дайте ему почувствовать его компе­тентность и эффективность во взаимоот­ношениях с вами в первые месяцы жизни.

Отметим также, что налаживание взаи­моотношений в паре "ребенок — взрос­лый" — необходимый момент становления процессов саморегуляции младенца. Во время общения в первом полугодии жизни ребенок ведет себя как активный партнер взрослого и, как правило, выступает ини­циатором сложных синхронизированных взаимодействий с матерью. В результате чередования ролей действующего лица и наблюдателя малыш учится управлять сво­им поведением, последовательно "вклю­чая" свою активность и сообщая об этом взрослому взглядом, мимикой, жестом, во­кализациями.

Для формирования образа себя в пер­вые месяцы жизни полезно подносить мла­денца к зеркалу. Вы заметите, что 3-месяч­ный малыш уже с удовольствием рассмат­ривает себя в зеркале и улыбается своему отражению. Для вас это может означать, что он благополучно развивается, что его самоощущение положительно. Во время общения у ребенка складывается не только образ себя, но и партнера по общению — взрослого. Примерно в 3 — 4 месяца малыш продолжает относиться ко всем людям с вниманием и интересом, охотно вступает в эмоциональное общение, демонстрируя ра­дость и удовольствие. Но тем не менее в отношении младенца к родным, знакомым и незнакомым людям можно заметить раз­ницу. Ребенок 4 — 5 месяцев в одной и той же ситуации ведет себя неодинаково.

Попробуйте провести такой опыт. Пусть к малышу, лежащему в кроватке, подходят по очереди мама, бабушка, кото­рая не живет с вами и лишь часто прихо­дит в гости, а также ваша подруга, навес­тившая вас впервые. Каждый из взрос­лых, стоя перед кроваткой, должен улы­баться ребенку, ласково называя его по имени. Понаблюдайте за поведением ма­лыша. Вы заметите, что маме он начинает улыбаться сразу, гулит, всячески привле­кает ее внимание и инициирует общение. Бабушке младенец, возможно, улыбается, но не сразу, а на незнакомую тетю будет долго и сосредоточенно смотреть и лишь после многократных "приглашений" нако­нец улыбнется.

Ближе к полугоду отношение младенца к людям уже отчетливо различное. Родные воспринимаются им как люди, которые больше всего радуют, но могут и огорчить. Перед ними младенец демонстрирует весь репертуар своего поведения, максимум то­го, на что он способен. По отношению к родным малыш проявляет наибольшую инициативу. Знакомые (например, сосед­ка, регулярно приходящая в гости) обычно вызывают у ребенка однозначно положи­тельные эмоции при умеренной инициатив­ности. К незнакомым людям дети в этом возрасте проявляют повышенное внима­ние, а иногда и настороженность, которая может перейти в смущение, робость, а по­рой вызвать плач.

Неодинаковое отношение к различным людям несомненно свидетельствует о том, что ребенок хорошо различает их. Образ взрослого у него приобретает определен­ность и устойчивость.

Еще раз напомним вам о том, что образ взрослого формируется под влиянием общения с ним. Чем разнообразнее общение, тем полноценнее и содержательнее пред­ставление о взрослом. Поэтому очень важ­но, чтобы малыш уже на 1-м году жизни имел возможность общаться с разными взрослыми. В психологии известно, что де­ти, которые имели в младенчестве опыт об­щения с разными людьми, реже подверже­ны страхам из-за разлуки с матерью. Такие дети затем легче адаптируются к яслям.

Приглашайте к себе друзей, время от времени предоставляя малышу возмож­ность знакомиться и общаться с "чужи­ми". Известен интерес маленьких детей к другим детям и животным. Хорошо, если к вам в гости приходят дети разного воз­раста. Пусть ваш ребенок понаблюдает за ними, вступит в общение. Вы несомненно получите большое удовольствие, наблю­дая, как хорошо это у него получается. Похвалите его, подкрепляя ценность кон­такта с другим человеком, ценность чело­веческого общения. В дальнейшем это поможет малышу стать общительным и при­ветливым, доброжелательно относиться к другим людям.

Но перегружать ребенка общением не следует. Ведь это и большая психическая нагрузка. Если вы видите, что после ухода гостей малыш капризничает, плачет, что он чрезмерно устал — это сигнал коммуникативной перегрузки. Дозируйте его обще­ние с другими людьми, давайте младенцу отдохнуть. Каждый ребенок нуждается в собственном режиме коммуникативной на­грузки.

 

ПЕРВЫЕ ИГРУШКИ, ПЕРВЫЕ ИГРЫ

 

Когда ребенок перекладывает погре­мушку из руки в руку, когда он пыхтя строит первую в своей жизни башню из кубиков или сосредоточенно открывает и закрывает коробочку, это ни в коем случае не бессмысленные действия и не заба­ва, это напряженная работа — ребенок познает и осваивает мир. Наблюдая за ним, вы можете заметить, что игра* малы­ша меняется, он овладевает все новыми действиями, стремится решать все более и более трудные задачи. В какие же игруш­ки играть малышу? Как организовать его первые игры?

Любимой игрушкой, неизменно привле­кающей внимание младенца, может быть кукла-неваляшка. Она интересна еще и тем, что издает мелодичные звуки при по­качивании. В этом возрасте в кроватку ма­лыша можно посадить красивую куклу в ярком платье. Ребенок будет ее с любопыт­ством рассматривать. Конечно, время от времени игрушки следует менять. Можно повесить на стене разноцветные воздуш­ные шарики, цветные картинки или при­крепить вертушку из легкой яркой бумаги, которая начинает вращаться при малейшем движении воздуха.

В возрасте от 4 до 5 месяцев после по­явления первых хватательных движений малыш протягивает к игрушкам ручки, пе­ребирая пальчиками и играет ими, посту­кивает ладошкой по погремушке. После 5 — 6 месяцев детям нравится держать иг­рушки в руках, греметь ими, пробовать на вкус. Хорошей игрушкой становится не­большая цветная тряпочка. Малыш мнет ее в кулачке, растягивает, трясет. Ему инте­ресно, какие изменения происходят с ее формой. Кроме того, он пробует свои си­лы, постепенно начиная понимать, что именно он сам является источником этих изменений. Если вы воспользуетесь такой игрушкой, вам необходимо позаботиться о том, чтобы ткань была чистой и не линяла, так как рано или поздно все, чем играет ре­бенок, оказывается у него во рту.

Даже очень маленькие дети любят иг­рать со взрослыми. В течение столетий из поколения в поколение переходят игры-забавы. Однако все чаще стали встречаться родители, которые даже не представляют себе, как играть с младенцем. А ведь игры не только приносят детям радость, подни­мают эмоциональный тонус, развивают ак­тивность, но и помогают установить теп­лые, близкие отношения с домашними.

Специальные исследования показали, что уже на 1-м месяце жизни ребенка мож­но наблюдать его совместные действия с матерью. Мы уже немного писали об этом. Как это происходит и что это за действия?

Попробуйте понаблюдать, как синхрон­но ведут себя младенец и взрослый, раз­глядывая то яркую картинку, висящую на стене в комнате, то красочную игрушку. Вы обнаружите, что если взрослый обща­ется с малышом, то в поведении пары есть большое сходство. Оба смотрят на один и тот же предмет. Причем, определяющую роль играет ребенок, который и выбирает объект для рассматривания, а взрослый подстраивается под его интерес.

То же самое можно наблюдать и во вре­мя самых простых игр. Присмотритесь, на­пример, как бабушка играет с ребенком в "козу". Эта игра очень популярна в первом полугодии жизни. Изобразив мизинцем и указательным пальцем рога, бабушка при­говаривает: " Идет коза рогатая за малыми ребятами", приближая бодающую руку к грудке или животику малыша. С возгла­сом: "Забодаю, забодаю!" — она легонько щекочет его, а малыш заливается смехом. То же самое проделывается и во время иг­ры "Баран-баран". Здесь взрослый пона­рошку бодает ребенка головой. Наблюдая за игрой, вы, может быть, с удовольствием заметите, что на самом деле игрой " дири­жирует" ребенок. Он направляет поведение взрослого с помощью взгляда: то смотрит на бабушку, делающую ему "козу", то от­водит взгляд в сторону, то снова смотрит на нее, регулируя тем самым ритм и темп взаимодействия.

А вот другая игра — "Ку-ку", в кото­рую с удовольствием играют даже 3-месяч­ные дети. Взрослый закрывает ладонями лицо и говорит: "Ку-ку, нет меня", — и тут же открывает лицо, с улыбкой глядя на малыша: "Вот он я!" Можно спрятать­ся за спинку кроватки и, произнеся "ку-ку", выглянуть со словами: "Вот где я!". Ребенок будет отыскивать взрослого, пря­чущегося в разных местах, ориентировать­ся на звуки его голоса и радостно вскрики­вать при появлении партнера. В эту игру дети играют до конца 1-го года жизни и позже с огромным удовольствием. Со вре­менем ее можно видоизменить, пряча ли­чико под косыночкой, и он сам будет сдер­гивать ее, смеясь.

Однако помните, что ваше общение с ребенком во время игры будет успешным только в том случае, если роли действую­щего лица и наблюдателя будут чередо­ваться.

Как только малыш будут способен си­деть на руках у взрослого, можно начинать игры типа "Поехали, поехали". Посадив младенца на колени, легко подбрасывайте его, приговаривая: "Поехали, поехали, с орехами, орехами, по ровненькой дорож­ке". Чуть позже можно добавить еще одну игру — "По кочкам, по кочкам". Покачи­вая малыша, приподнимайте по очереди ко­лени, а затем: "В ямку — бух!" — раздви­нув колени и слегка провалив малыша меж­ду ними. Сначала проделайте "падение" с осторожностью, чтобы не напугать ребен­ка. Со временем резкое "падение" будет вызывать у него восторг и бурное веселье.

Если игра доставляет удовольствие и ра­дость малышу, как правило, доволен и взрослый. Успех, игры прибавляет ему уверенности в себе как родителе. А для младенца то, что вам весело играть с ним, также значит немало — ведь он прилагал много усилий для того, чтобы и вам было интересно играть — смеялся, вскрикивал, прыгал. Он стремился показать, как ему нравится то, что вы делаете. 
menu_off.gif Наш грудничок
menu_off.gif Первые дни жизни
menu_off.gif От недели до месяца
menu_off.gif С месяца до полугода
menu_off.gif От 6 месяцев до года

книги, учебная литература     Хотите водить скутер и Вам уже исполнилось 16 лет? Тогда получите в нашей автошколе права категории А и наслаждайтесь скоростью и независимостью!